ПРОФИЛАКТИКА ИППП, ВИЧ-ИНФЕКЦИИ, НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить.

Это известно всем. Есть болезни, предупреждение которых сохраняет не только здоровье,  но и жизнь. Профилактика некоторых невозможна без вакцинации. Но есть болезни, связанные, прежде всего, с поведением человека, причём с поведением, приносящим огромное удовольствие, и потому трудно поддающимся самоконтролю и самоограничению. К ним относятся инфекции, передающиеся половым путём, ВИЧ-инфекция, наркомания. Основа профилактики таких болезней это широкое, своевременное и доступное информирование и обучение населения. В первую очередь это относится к ВИЧ-инфекции.

Прежде всего, необходимо уменьшить влияние неправильных представлений об этой болезни и путях её распространения. Очень многие люди считают, что ВИЧ-инфекция и СПИД – удел «самых плохих» – наркоманов, проституток, гомосексуалистов, бомжей, заключённых. «С нами ЭТОГО не может случиться, потому, что все, с кем мы общаемся, а тем более мы сами, – хорошие. Нам не о чем беспокоиться. А «плохим» так и надо!» Стигматизация и дискриминация людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, восстанавливает часть этих людей против остального общества, толкает их на умышленное распространение вируса. Снижение негативного отношения к ним является важной составляющей профилактики.

Риск заражения для каждого конкретного человека очень во многом зависит от его поведения, и при осознанном отношении к своему здоровью и поведению распространение вируса может быть существенно ограничено.

Профилактическая работа должна быть направлена на все слои населения, но, в первую очередь, на молодежь, т.к. она в силу своих возрастно-поведенческих особенностей подвержена наибольшему риску заражения.

Профилактика – это объективное и полное информирование подростков о природе и механизмах возникновения таких проблем, как наркомания, алкоголизм, ВИЧ-инфекция, болезни, передаваемые половым путём, нежелательная беременность; это формирование навыков защиты от этих проблем, а при их возникновении – наиболее правильного способа их решения. Это формирование чувства собственного достоинства, умения сделать правильный выбор, воспитание высокого культурного уровня, в том числе, культуры взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Половое воспитание это воспитание из мальчика – Мужчины, а из девочки – Женщины.

Мы же учим их правилам дорожного движения. Давайте учить их и правилам движения по жизни!

И врачи, и учителя обязаны заниматься профилактикой. Это так, но без участия семейного окружения и, прежде всего, родителей, добиться желаемых результатов невозможно.

С какого возраста начинать?

С самого раннего возраста. Сначала это обучение элементарным гигиеническим навыкам, заботе о своём здоровье, информация о том, что полезно, а что вредно и опасно. Затем – почему именно полезно или вредно и опасно.

Просвещение по  названным проблемам должно предшествовать их вступлению  в возраст, для которого характерно рискованное поведение. Упор  должен делаться на важные личностные и социальные навыки, помогающие детям самим делать правильный выбор. Надо помогать им взрослеть.

Для этого необходимо учитывать особенности подросткового возраста.

Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый человек.

Бурная гормональная перестройка,  происходящая в  организме  подростка, неразрывно связана с психологическими изменениями в этот период. Физиологические изменения, дезорганизующе влияющие на сознание, во многом объясняют трудности поведения, конфликты с собой и окружающими.

Процесс взросления – самый ответственный период в жизни человека. Это период формирования личности. Взрослеющий подросток реагирует на то, что он уже не ребёнок; на несоответствие биологических возможностей социальным; на неуверенность в своём опыте и новом статусе; на резкие изменения, происходящие  в его организме.

На подростковый возраст приходится скачок интеллектуального, эмоционального и физического развития, и одновременно период исследований и экспериментов, в том числе и таких, как употребление различных психоактивных веществ – никотина, алкоголя, а иногда, и наркотиков. Именно в этом возрасте молодые люди стремятся стать наиболее независимыми, и в то же время испытывают боязнь непонимания и осуждения со стороны взрослых, связанную с высокой психологической уязвимостью. Одновременно подростки начинают осваивать и сферу интимных отношений. Ранние половые связи, частая смена половых партнеров, незащищенные сексуальные контакты характерны для этого возраста.

Именно в это время подростки особенно нуждаются в понимании, помощи и поддержке со стороны взрослых. Им необходимо знать и понимать, что с ними происходит, научиться осознанно управлять своими эмоциями, чувствами и поведением, осознать, что заботиться о своём здоровье – это нормально, что это – залог успеха и будущей счастливой жизни. Надо чтобы они не стеснялись и не боялись быть хорошими.

Очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, который по своей сути является кризисом взросления и может стать причиной различных форм  отклоняющегося поведения. В этот период меняются представления о себе и об окружающей действительности. Настроение становится неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым. Он колеблется между зависимостью от окружающих и растущей потребностью в самостоятельности.

Этот переломный возраст переживается подростками по-разному, создавая различные психологические и социальные трудности.  У одних он осложняется кризисом идентичности, у других – кризисом авторитетов.

Кризис идентичности проявляется в чувстве неполноценности и тоскливом настроении. Подросток хочет видеть себя взрослым.Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя «маленьким» и «несамостоятельным». При этом  в отличие от ребенка, он не считает такое положение нормальным и стремится его изменить. В то же время, пытаясь вести себя по взрослому, он не готов к «взрослой» ответственности и избегает её.

Подросток мучается вечными вопросами: что он собой представляет? зачем существует? как к нему относятся  окружающие?  Он может сомневаться в собственной самобытности, воспринимать себя  как жалкую копию других. В связи с этим возникает неприятие социальных правил,  в том числе и семейных – «подростковый нигилизм». Сигареты, алкоголь, наркотики, половая жизнь могут стать символами взрослости, средством снятия напряжения, способом идентификации.

Кризис авторитетов – смена способа миропонимания, побуждаемая стремлением понять и принять мир взрослых, а не слепо подчиняться и подражать ему. Кризис авторитетов может  проявляться в виде протеста против семьи, школы, давящих на него взрослых. Подросток пытается противостоять общепринятым нормам или отказываться от противостояния, ощущая себя слишком слабым для борьбы. Кризис протекает тем болезненнее, чем меньше чувствительности и понимания проявляют взрослые. Немало семей и педагогов на первые, ещё неосознанные попытки подростка отстоять своё право на собственный мир, собственное понимание правил поведения отвечают усилением давления.

Отсутствие взаимопонимания в семье,  чрезмерное давление  взрослых, недостаток  уверенности  в собственных силах – всё это заставляет подростков  объединяться в группы.

Подростковое «Я» ещё неопределенно, расплывчато. Это состояние нередко  переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда  растущая потребность в самоутверждении, во включенности в ту или иную группу сверстников. В них молодёжь пытается получить то, что не  может иногда иметь дома – доверие, понимание,  поддержку. Именно сознание групповой принадлежности облегчает подростку обособление от взрослых, даёт ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Учёба и школа перестают быть главными задачами. Ведущим становится интимно личностное общение со сверстниками. Обычно (у 2/3 подростков) экспериментирование с курением, алкоголем, токсическими  и наркотическими веществами, а иногда и начало половой жизни начинается в группе и поддерживается интересом к необычному, «стадным рефлексом».

Родители должны быть особенно внимательны к своему подрастающему ребенку, уметь спокойно разговаривать с ним. Для этого необходимо запастись терпением, научиться уважать подростка и понимать его потребности. Отказаться от правила «Взрослый всегда прав».

Нельзя осуждать ребенка за появление естественного интереса к своему телу, к половым отношениям. Родителям необходимо использовать любую возможность естественно и откровенно побеседовать с подростком о взаимоотношениях полов и о его собственном половом развитии. Подросток должен чувствовать, что может без смущения задавать любые вопросы родителям. Взрослым следует проявлять к подростку уважение и понимание, поддерживать его во время разговора. Известно, что доверительные отношения с родными и близкими, их внимание и терпение в большинстве случаев помогают уберечь подростка от различных форм рискованного поведения – употребления наркотиков, ранних и незащищенных половых связей, а значит, и от инфицирования ВИЧ и ИППП. Взрослые не могут контролировать каждый шаг, каждое действие подростка, но могут и должны сформировать у него устойчивую модель безопасного поведения и взаимоотношения с другими людьми.

Семейный фактор является определяющим в этом процессе. Чаще всего (и раньше всех) воздействию остальных факторов риска подвергаются дети из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки. Это те дети и подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен асоциальным или даже антисоциальным  поведением отца или матери, а также деструкцией межличностных взаимоотношений (взрослые так заняты выяснением отношений, что на ребёнка просто не остаётся времени). Но всё чаще гипоопека оказывается связана с иными причинами. У многих взрослых на общение с собственными детьми остаётся очень мало времени. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, отсутствии у них родительской привязанности или неразвитости чувства ответственности. Взрослые основное  время вынуждены проводить на работе, чтобы обеспечить иногда даже самое минимальное материальное благополучие семьи.

Не менее опасен и прямо противоположный тип семьи – с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребёнка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом,  не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность.  Ребёнок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности – предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных завышенных притязаний и требований со стороны родителей, которые он просто не в состоянии выполнить. Привыкнув к постоянному контролю, мальчик или  девочка легко подчиняются любому внешнему  давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими просто потому, что не умеют отказаться. Кроме того, пресыщенность самыми различными и дорогими игрушками, развлечениями и удовольствиями может толкнуть к употреблению наркотиков в поисках ещё большего наслаждения.

Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного поведения, в том числе и пристрастия к наркотикам не только у подростков, и у взрослых.

УСПОКАИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ  – с целью достижения душевного спокойствия, снятия психического напряжения, достижения гармонизации своего положения, для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии, как способ самолечения.

КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ  – с целью облегчения общения со сверстниками своего и противоположного пола. К  этому чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.

АКТИВИРУЮЩАЯ МОДЕЛЬ – с целью подъёма жизненных сил. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея заниженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного – уверенности, бесстрашия, раскованности. В других случаях таким же способом достигается  выход из состояния  скуки, душевной пустоты и бездействия.

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ – с целью получения удовольствия, создания приятных ощущений, психического и физического комфорта.  Это происходит из-за невозможности  и неумения развлечь себя иным образом (спортивной, творческой и иной активности). В таких случаях очень быстро происходит формирование болезненного пристрастия.

КОНФОРМНАЯ МОДЕЛЬ – с целью подражать кумирам или лидерам, быть принятым группой. В этом случае срабатывает «стадный рефлекс».

МАНИПУЛЯТИВНАЯ МОДЕЛЬ – с целью манипуляции другими детьми, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. Эмоционально возбудимые, упрямые подростки посредством психоактивных веществ пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидеров.

КОМПЕНСАТОРНАЯ МОДЕЛЬ  – с целью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера. У подростков, которые плохо переносят конфликты  и трудности в школе и дома, возникает наибольший риск привыкания к наркотикам, как к форме реагирования на любые жизненные проблемы. Подросткам свойственно получать удовольствие безотносительно к непосредственным и отдалённым последствиям.

Очень важно помочь подросткам самоутвердиться, повысить свою самооценку, решить проблемы, которые для них гораздо важнее,  чем для нас ВСЕ наши.

В подростковом возрасте конкретное мышление сменяется логическим.

Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, требует доказательств и обоснований. Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму. Чаще же этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряженные для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. Тем не менее, подросткам необходимо дать информацию о том, что может быть или БУДЕТ, если….  Но дать её следует так, чтобы они поверили нам, приводя веские, неопровержимые факты и доказательства. Для этого человек, проводящий профилактическую работу, должен:

  • проявлять желание и заинтересованность;
  • владеть соответствующими знаниями;
  • благожелательно восприниматься подростками, быть для них авторитетом;
  • хорошо владеть и свободно пользоваться терминологией, позволяющей обсуждать половые отношения, проблемы, затрагивающие подростков;
  • уметь вести разговор на эти темы;
  • с уважением относиться к ценностям, привычным для подростков.

Необходимо общаться с ними на одном уровне, но не опускаясь до их уровня, а попытаться поднять их до своего. Не допускать оскорблений и унижений.

Привлечение родителей к профилактической работе позволит значительно повысить ее эффективность, расширить временные и пространственные рамки. Для этого надо дать родителям необходимую информацию не только по обсуждаемым здесь проблемам, но и некоторые педагогические навыки.

Кратко гармоничные родительские отношения можно описать так:

  • родители тепло и заботливо относятся к своему ребёнку,  
  • эмоционально принимают его;
  • родители понимают возрастные особенности подростка, поддерживают его в трудной ситуации;
  • родители авторитетны для подростка, серьезно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества;
  • взрослые высказывают одинаковое мнение по поводу поведения детей.

ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ и ВЗАИМОДОВЕРИЕ – вот «три кита», на которых должны строится отношения взрослых и детей.

Чем больше степень дисгармонии в отношениях между родителями и детьми, тем выше степень риска развития аддиктивного (разрушающего) поведения, в частности, приобщения подростков  к наркотикам.

Можно выделить три формы нарушения родительских отношений в семьях, где подростки имели первый опыт употребления психоактивных веществ и ранних сексуальных отношений.

Жестокость в общении с детьми. Она может проявляться через физическое насилие (побои), словесные оскорбления и унижения, через воспитание подростка «в ежовых рукавицах», основанном на жёстких запретах и наказаниях.

Непонимание родителями возрастных особенностей ребёнка. Возможна ситуация, когда у подростка развивается тревожность и дискомфорт вследствие ускоренного сексуального и интеллектуального развития. Родители же не способны правильно реагировать на ситуацию, ограничиваются наказаниями,  обвинениями и морализацией. В этом случае подросток может обратиться к алкоголю и наркотику, как к средству наиболее быстрого решения проблемы.

Низкий авторитет родителей у детей. Материальное благополучие и бесконфликтные взаимоотношения в семье, хорошее образование родителей не гарантируют от утраты значимости отношения подростка к родителям. Если в сознании подростка не сформирован внутренний диалог с родителями, их опыт и жизненная позиция, в том числе и по отношению к алкоголю и наркотикам не принимаются во внимание. Такой подросток менее защищён от давления социальной микросреды, где употребление этих веществ является нормой.

Какую информацию необходимо давать подросткам?

Сегодня социологические исследования показывают, что о сексе,          о СПИДе, о наркотиках подростки узнают в основном от друзей, из телевизора, Интернета.  Школа и родители, к сожалению, стоят на последнем месте.

Интернет – это одновременно и огромная кладовка с нужными и полезными вещами, и такая же огромная помойка. И мы обязаны дать нашим детям такую информацию, которая указала бы путь к правильному выбору.

Прежде всего, информация должна быть достоверной и объективной.

Человек, дающий информацию, должен сам хорошо владеть этой информацией, уметь интересно её подать и – самое главное – пользоваться авторитетом у подростков.

Подростки уже не принимают информацию взрослых на веру. Им нужны неопровержимые факты и доказательства.

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ

ВИЧ-инфекция

ВИЧ-инфекциямедленно текущееинфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), который разрушает жизненно важные клетки иммунной (защитной) системы организма, тем самым лишая организм возможности противостоять самым разным болезням.

СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита – является конечной стадией ВИЧ-инфекции, когда на фоне разрушенного вирусами иммунитета у человека проявляются различные инфекционные или онкологические заболевания, не поддающиеся лечению.

СПИД  неизлечим, нет вакцин, которые могли бы от него защитить и лекарств, которые могли бы полностью избавить человека от вируса. Но есть лекарства, замедляющие течение ВИЧ-инфекции, продлевающие и улучшающие жизнь людей, попавших в эту беду.

ВИЧ передаётся только от человека человеку и только тремя путями:

1.     Парентеральным путём – при попадании в кровь здорового человека крови заражённого человека:

  • при внутривенном введении наркотиков – при использовании нестерильных шприцев и игл; вирус может попасть в раствор наркотика при использовании общих ложек и фильтров, при набирании раствора из общей ёмкости, он может оказаться в шприце, купленном вместе с раствором. Риск заражения составляет 30-70%;
  • при нанесении татуировок (через иглы, краску). Риск заражения – 0,03%;
  • не исключена возможность заражения при пользовании чужими бритвенными и маникюрными принадлежностями. Риск заражения – 0,003%;

2.     Половым путём – при любых незащищённых (без презерватива) половых контактах:

  • при анальном сексе риск заражения составляет 30-50%;
  • при вагинальном сексе риск заражения для женщины – 15-20%;
  • при вагинальном сексе риск заражения для мужчины – 5-10%;
  • при оральном сексе риск заражения ­– 1-1,5%.

3.     Вертикальным путём – от ВИЧ-инфицированной матери ребёнку во время беременности, родов, кормления грудью:

  • без проведения мероприятий по предупреждению передачи ВИЧ риск заражения ребёнка составляет 25-50%;
  • при проведении трёхэтапной химиопрофилактики (во время беременности, в родах и новорожденному) – 1-2%.

Напоминаем, что этими же путями, в том числе и при оральном сексе,   могут предаваться и такие заболевания, как вирусные гепатиты В, С, Д, сифилис и ещё много других инфекций.

ВИЧ не передаётся:

  • при кашле и чихании;
  • при укусах насекомых;
  • при поцелуях;
  • при рукопожатиях и объятиях;
  • через продукты питания и напитки;
  • через посуду, одежду, бельё;
  • во время спортивных состязаний;
  • при посещении пляжей, бассейнов, бань, саун, туалетов.

Чего не надо бояться

ВИЧ содержится во всех биологических жидкостях человеческого организма. Но концентрация его не везде одинакова. Больше всего вируса содержится в крови. Далее (в прядке уменьшения концентрации) идут: сперма, выделения влагалища и грудное молоко. В остальных биологических жидкостях вируса очень мало. При их попадании на кожу и слизистые оболочки (при кашле, чихании или поцелуе) заражения не происходит.

Не может произойти заражение и при укусах насекомых, так как в их организме вирус не сохраняется и не размножается. Кроме того, количество крови, которое может остаться на хоботке насекомого, крайне недостаточно для заражения.

Заразиться в государственных лечебных учреждениях сегодня практически невозможно. Все они обеспечены одноразовыми инструментами и материалами в достаточном количестве. Стерилизация многоразовых инструментов и изделий проводится с обязательным применением термо-временных тестов – специальных полосок, которые меняют цвет только тогда, когда пробудут нужное время при нужной температуре.

Узнать заражён человек этим вирусом или нет можно только по специальному анализу крови – тесту на ВИЧ, который определяет наличие антител к ВИЧ. Антитела – особые вещества, которые вырабатывает организм в  ответ на проникновение вируса для борьбы с ним. Антитела начинают вырабатываться практически сразу после заражения, но организму требуется определённое время, чтобы изготовить такое их количество, которое можно будет обнаружить лабораторным путём. Период времени от момента заражения до появления в крови количества антител, достаточного для обнаружения, называется «периодом окна». У большинства людей этот период длится 3 месяца, иногда он затягивается до 6 месяцев, в редких случаях – до 1 года.

 

Что означает результат теста на ВИЧ

Положительный результат означает, что человек заражён ВИЧ.

При положительном результате всегда проводится повторный анализ с применением других, более чувствительных методов исследования.

Отрицательный результат означает:

  • человек не заражён ВИЧ;
  • человек заражён, но заражение произошло недавно, и антитела ещё не успели выработаться в достаточном количестве.

В периоде «окна» кровь, сперма, выделения влагалища и грудное молоко уже содержат количество вируса, достаточное для заражения другого человека.

Сдать тест на ВИЧ можно в любом лечебном учреждении области.

Кому нужно сдавать тест на ВИЧ

Любому человеку, который хотя бы раз оказался в ситуации, когда заражение ВИЧ могло произойти:

  • употреблял наркотики внутривенно даже однократно
  • вводил инъекционнокакие-либо вещества не в медицинских учреждениях нестерильными инструментами;
  • сделал себе татуировку не в салоне;
  • практиковал секс без презерватива с любым партнёром, ВИЧ-статус которого не известен (или презерватив порвался, или соскользнул).

Кроме того, рекомендуется обследоваться на ВИЧ людям, у которых был обнаружен туберкулёз, гепатит В или С, или любое заболевание, передающееся половым путём.

Когда нужно сдавать тест на ВИЧ

Первый раз нужно сдать анализ сразу после ситуации, опасной в плане заражения ВИЧ, чтобы узнать свой статус до этого момента. Затем обязательно нужно обследоваться через 3 месяца. Если результат отрицательный, то тестирование желательно повторить ещё раз через 3 месяца.

Все желающие могут бесплатно  пройти обследование на ВИЧ в центре профилактики СПИДа,  в том числе анонимно.

Зачем нужно сдавать тест на ВИЧ

  • чтобы снять тревогу, когда человек понял, что в его жизни был риск заражения ВИЧ;
  • чтобы не поставить в опасность заражения близкого человека;
  • чтобы выяснить причину плохого самочувствия (например, частые проявления или обострения каких-то заболеваний, особенно инфекционных);
  • чтобы подать пример своему партнёру, который пока не готов обследоваться.

ИППП

Наличие инфекций, передаваемых половым путём (ИППП) во много раз увеличивает вероятность заражения ВИЧ-инфекцией!!!

В мире по разным оценкам насчитывается несколько десятков таких инфекций. В России – около 20. Вот «горячая десятка» (не говоря уже о ВИЧ-инфекции):

  1. Сифилис
  2. Гонорея
  3. Хламидиоз
  4. Трихомониаз
  5. Кандидоз
  6. Генитальный герпес
  7. Остроконечные кондиломы
  8. Уреаплазмоз
  9. Гепатиты B, C, D
  10. Лобковый педикулёз

Они не такие безобидные, как думают многие люди, – «они-то ведь лечатся». Если вовремя и правильно поставить диагноз, вовремя и правильно начать лечение – лечатся. Но для этого надо вовремя обратиться к врачу, а не слушать советы «бывалых». Многие из перечисленных заболеваний сегодня протекают атипично и незаметно, приводя к ранней импотенции, мужскому и женскому бесплодию. А самое главное – предупредить гораздо легче, чем лечить!

Беда в том, что сегодня между понятиями «ЛЮБОВЬ» и «секс» многие молодые (да и не только молодые) люди ставят знак равенства.

Защищённый секс – это секс, при котором исключено попадание в организм чужой крови, спермы, влагалищных выделений.

Основной принцип защищённого секса – это моногамная связь (с одним, взаимно верным половым партнером).

Кроме того, это:

  • более позднее начало половой жизни;
  • сексуальные отношения без проникающих половых контактов;
  • правильное и регулярное использование латексных презервативов.

Мужской латексный презерватив является наиболее доступным и надежным средством защиты. При правильном использовании его надежность составляет 95-98%. Многочисленными лабораторными испытаниями доказано, что сперма и болезнетворные микроорганизмы, в том числе и ВИЧ, не могут проникнуть через неповрежденную латексную пленку презерватива. Некоторые презервативы покрыты специальной смазкой, которая инактивирует сперматозоиды и возбудителей некоторых заболеваний.

Под защищённым сексом понимают не только меры профилактики болезней, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, но и нежелательной беременности.  

Любопытство, алкогольное опьянение, демонстрация «взрослости» – плохие мотивы для вступления в половую связь. От того, каким будет первый половой опыт, во многом зависит будущая удовлетворенность в половой жизни.

Необходимо рассказать подростку об использовании презерватива – единственного средства профилактики инфекций, передаваемых половым путем, а также нежелательной беременности. Следует объяснить, что использование презерватива является проявлением заботы о здоровье партнера и о собственном здоровье, а отказ от использования свидетельствует не о доверии партнеру, а о безответственности и легкомысленной готовности к риску.

Последствия аборта:

  • прежде всего, аборт – не безопасная операция, возможны осложнения со смертельным исходом;
  • возможны осложнения в виде различных заболеваний не только половых, но и других органов и систем, в т.ч. бесплодие;
  • аборт можно трактовать, как убийство, поэтому возможны серьёзные психологические проблемы.

 

Наркотики

Проблема наркомании сама по себе является одной из главных, если не главной, проблемой нашего общества. Внутривенное употребление наркотиков по-прежнему остаётся важным фактором распространения не только ВИЧ, но и гепатитов. Заражение происходит при пользовании одними инструментами при введении и приготовлении раствора наркотика (шприцы иглы, ложки, фильтры пузырьки), при набирании раствора из одной ёмкости, при покупке и использовании «заряженного» раствором шприца.

Кроме того, употребление психоактивных веществ провоцирует беспорядочные и рискованные половые контакты.

Некоторые подростки считают, что наркотики – это только то, что вводится внутривенно. К наркотикам относятся все вещества, способные изменять психофизическое состояние человека и вызывающие зависимость. Сюда относятся: «травка» (препараты из конопли), «колёса» (медикаментозные препараты), «дискотечные» таблетки («экстази»). По большому счёту к наркотикам следует отнести никотин и, тем более, алкоголь (в т.ч. слабо алкогольные напитки), а также ингалянты (бензин, органические растворители, клеи). Все эти вещества оказывают прямое разрушающее действие, прежде всего, на центральную нервную систему, печень, сердечнососудистую систему и опосредованно – на весь организм. «Травку» многие считают абсолютно безвредной. Но если алкоголь «разжижает» мозги, то «травка – высушивает». И ещё: «травка открывает ворота героину». Доказана связь употребления препаратов конопли с развитием шизофрении.

Чем в более раннем возрасте начинается употребление этих веществ, тем больший вред принесут они человеку. Подросткам свойственен «пофигизм» по отношению к своему здоровью. Но может быть информация о том, что слишком раннее начало «взрослой» жизни увеличивает шансы мальчиков раньше стать импотентами и уменьшает шансы девочек без проблем выносить и родить здорового ребёнка заставит некоторых задуматься?

Что БУДЕТ?

Как только человек берёт в руки наркотик, у него сразу возникает проблема с законом. Но это даже подогревает интерес, усиливает «романтику». Тем более, что начинают почти все с бесплатного угощения. Но если что-то «очень-очень-очень» и «такое-такое-такое» предлагают «на халяву», то обязательно стоит задуматься: «А что им от меня нужно?». В жизни за всё и всегда надо платить, особенно за удовольствия. И не только деньгами.

Начальная маленькая доза перестаёт действовать, и начинается игра в «русскую рулетку». Велика опасность передозировки! Передозировка сопровождается замедлением дыхания и пульса, снижением реакции на внешние раздражители,  снижением температуры и артериального давления. Может наступить смерть от остановки сердца и дыхания. Большинство наркопотребителей не успевают умереть от СПИДа.

В конце концов, вместо удовольствия появляются проблемы. С законом. С деньгами. С учёбой. С семьёй. С друзьями. С мозгами. Со здоровьем. Жить становится так «хорошо», что и не хочется.

Наркотики гарантируют проблемы с законом – употребление наркотиков и криминал это две неразрывные части одного целого.

Наркотики влияют на психику   появляются немотивированные перепады настроения, повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность, бессонница, депрессия, вплоть до суицида.

Наркотики снижают умственные способности – снижается интеллект, ухудшается память, снижается концентрация внимания, падает возможность усвоения новых знаний.

Наркотики разрушают социальные связи – разрушение семейных отношений, потеря друзей.

Наркотики укорачивают жизнь – страдают все жизненно важные органы и системы организма.

Включаясь в процессы обмена веществ,  опиаты вызывают  физическую зависимость, проявляющуюся синдромом отмены – абстиненцией: беспокойство,  напряжённость, раздражительность до агрессивности, нарушение сна до бессонницы – «кумар», сильное расширение зрачков с нарушением реакции на свет, покраснение глаз, сильная потливость, слёзо-  и слюнотечение, насморк, желудочно-кишечные расстройства (тошнота, рвота, понос).  При увеличении степени зависимости эти симптомы усиливаются, появляются острые «кинжальные» боли во внутренних органах, нестерпимые «выкручивающие» боли в мышцах, суставах и костях спины и конечностей – «ломка».

Этапы развития зависимости от психоактивных веществ (ПАВ)

Этап 1. Первые опыты.

Для этого этапа  характерно:  естественное  любопытство;  желание «просто попробовать»;  активный  поиск  новых видов «кайфа»;  неумение сказать «нет»; страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком»; неосознанное желание  убежать  от  сложностей  жизни (или осознанное); наплевательское отношение к себе,  к своей жизни, «пофигизм» как мировоззрение; незнание того, как на самом деле действуют ПАВ на психику и организм человека.

Первые дозы ПАВ вызывают резкий сбой нейрохимического баланса головного мозга.  Очень важно, что ПАВ не сами вызывают удовольствие непосредственно, а заставляют организм активизировать свои ресурсы.

Есть два пути после первых опытов:  1) полностью прекратить употребление (около 50 %  людей поступают именно так); 2) продолжить употребление, что неминуемо ведёт к переходу на  следующий  этап  развития зависимости от ПАВ.

Третьего не дано. Увы.

Этап 2. Начинает нравиться.

Для этого этапа характерно: осознанное желание получить «кайф» при помощи ПАВ; планирование употребления; поиск разумных оправданий употребления; поиск «подходящей» компании;  ПАВ становятся необходимым атрибутом веселья  и  отдыха;  ПАВ  начинают использоваться как средство против «комплексов»,  лекарство от стресса,  способ  общения,  спутник

сексуальных отношений;  можно  заметить  рост  требуемой для получения нужных ощущений дозы.  Человек переходит с меньших доз на  большие,  с менее сильных веществ на более сильные.

Этап 3. Возникают проблемы.

Для этого этапа характерно: проблемы со здоровьем (похмелье, ломка, неприятные ощущения после употребления,  инфекционные заболевания, в том числе венерические, ВИЧ-инфекция); потеря контроля над поведением (травмы,  насилие,  криминал); скандалы в семье; проблемы с учёбой; финансовые проблемы (долги,  постоянный поиск денег,  пропажа вещей из дома); конфликты с друзьями; конфликты с законом.

Возникает физическая зависимость.  Наркотик не приносит желаемого удовольствия, а употребляется для приведения  организма  в  нормальное состояние. Возникающие  проблемы  служат оправданием дальнейшего употребления. Употребление вызывает новые проблемы.  Причина  и  следствие меняются местами.

Этап 4. Употребление становится целью.

Для этого этапа характерно:  постоянная потребность в ПАВ;  употребление становится целью и  условием  существования;  прогрессирующая деградация личности; серьёзные проблемы со здоровьем.

Мозг разучился самостоятельно регулировать нейрохимический баланс и не может воспринимать окружающий мир без очередной дозы.  Абсолютное большинство наркоманов, дошедших до этого этапа, погибают от передозировок.  Количество  вещества,  требуемого для возвращения мозга к нормальному функционированию, становится критическим для жизнедеятельности организма в целом.

Врачи выделяют  три  стадии  развития наркомании или токсикомании как болезни.  Длительность стадий различна и зависит от возраста, вида ПАВ,  темпа нарастания дозировок, частоты употребления, общего состояния организма и ряда других причин.

1 стадия:  в  зависимости от вида наркотика или токсиканта достаточно быстро,  в течение 1-2 месяцев или после  1-2-кратного  введения препаратов в организм, развивается психическая зависимость. Диагностическим критерием развития индивидуальной психической зависимости  служат случаи употребления препаратов в одиночестве.  Это признак сформировавшегося болезненного влечения к наркотику или токсиканту.

2 стадия:  имеет место психическая и формируется физическая зависимость, готовность организма к абстинентному синдрому. Начинается утрата эйфорического компонента действия психоактивного вещества. Проявляется токсическое действие, которое зачастую отличается злокачественностью течения и тяжестью осложнений,  прежде всего,  со стороны центральной нервной системы.

3 стадия, конечная: максимальная физическая зависимость от наркотика, Наступление тяжёлых, необратимых изменений в организме в целом и в психике, вплоть до инвалидизации и гибели. Введение ПАВ производится уже не с целью достижения эйфории,  а с целью избежать развития абстиненции.

Лечение и  освобождение  от наркотической зависимости – это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий, возможно,  пожизненный.

Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами,  а положительный результат возможен далеко не всегда,  т.к. на сегодняшний  день  адекватной  системы помощи наркозависимым в России не существует.

Главное – помочь человеку отказаться (или захотеть отказаться) от  употребления наркотика  с  а  м  о  м  у.

Опийная наркомания, особенно героиновая, – одна из самых тяжёлых и опасных. Очень трудно поддаётся лечению.

Зависимость от других наркотиков не сопровождается физическими, болевыми страданиями, но расстройства центральной и  вегетативной нервных систем проявляются довольно значительно.

Тот, кто покупает наркотики, финансирует терроризм!

Как уберечь от беды наших детей

В общении с ребёнком есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Они помогают родителям устанавливать с детьми отношения взаимного уважения, доверия и понимания. И тогда в семье о ребёнке знают всё.

Уважаемые взрослые! Часто ли вы беседуете со своими детьми о такой важной области человеческих отношений, как общение между мужчиной и женщиной, об интимных отношениях, о личной гигиене, безопасном и защищённом сексе, последствиях употребления алкоголя и наркотиков, венерических болезнях и СПИДе?

Не уходите от проблем ваших детей! Не отворачивайтесь и не закрывайте глаза! Стремитесь помочь им сохранить нравственное и физическое здоровье. Только ваши понимание и такт, доброжелательность и искренность, личный пример помогут вашим детям выбрать правильные ориентиры, разобраться в сложных жизненных ситуациях и их последствиях, научат ответственному отношению к себе и своим поступкам.

Разговаривайте  с детьми: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.

Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своём.

Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.

Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.

Будьте тверды и последовательны: не давайте обещаний, которые не можете выполнить. Ребёнок должен знать, чего от вас ожидать.

Старайтесь всё делать вместе: нужно как можно активнее развивать интересы ребёнка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.

Общайтесь с его друзьями: подросток часто ведёт себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.

Помните, что ребёнок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить в свои силы.

Показывайте пример. Алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни пример для ваших детей.

Не запугивайте, они могут перестать вам верить.

Не стесняйтесь, в случае необходимости, обратиться за помощью, советом, консультацией к учителям, психологам, медицинским работникам.

Только вместе, общими усилиями мы сможем защитить тех, кого мы любим, ради кого живём – наших детей!

В подростковом специализированном центре профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путем «Доверие» ГБУЗ «БОКВД» все желающие могут получить исчерпывающую консультацию по вопросам, касающимся ИППП. Конфиденциальность и сохранение врачебной тайны гарантируются.